Российский «серебряный потребитель»

Каковы интересы и потребности российских граждан, которые перешагнули 50-летний рубеж? Опросив более 1000 жителей Москвы и Владимира в 2016 году, ответ на этот вопрос дали эксперты Автономной некоммерческой организации «Центр социальной поддержки людей зрелого возраста «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС» в рамках проекта «Социальная и экономическая активность людей зрелого возраста (категория 50+): потребности, удовлетворенность, модели потребительского поведения, взаимодействие с бизнесом и органами власти»*.

По оценкам ООН к 2025 году каждый шестой житель планеты будет старше 50 лет. Это не может не отразиться на структуре мирового потребительского рынка. Население «старшей» возрастной группы приобретает все большую значимость для мировых компаний, объем и ассортимент предлагаемых товаров и услуг для граждан “50+” постоянно увеличивается. Большой бизнес давно понял, что в старший возраст вступили люди, которые ведут активный образ жизни, стремятся к сохранению здоровья, у них больше свободного времени для путешествий и хобби, достаточно высокий уровень дохода или сбережений. Поэтому во всем мире их уважительно называют «серебряными потребителями».

А что же в России? По прогнозу ФТС России в 2031 году доля населения старше 60 лет в России будет составлять 25%. При этом уже нынешние жители России, вступившие в пенсионный возраст – это люди «с застарелой привычкой к активности». Российскому бизнесу пора понять, что возникает новый большой рынок и что этот рынок вовсе не ограничивается поставками лекарств и медицинских приборов. В «серебряный» возраст вступила новая демографическая когорта: россияне, стремятся намного дольше оставаться социально и экономически активными. Люди “50+” не готовы признать себя старыми, они внутренне чувствуют себя моложе паспортного возраста и хотят соответствующего к себе отношения.

Это подтверждают результаты исследования социальной и экономической активности россиян зрелого возраста (50+), проведенного экспертами АНО «ПЯТЬДЕСЯТ ПЛЮС» в 2016 году в Москве и Владимире.

%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%b2-%d1%80%d0%b3

Интересы и потребности людей “50+”

Доля работающих сокращается по мере повышения возраста: в возрастной группе 60-64 года примерно половина респондентов работает, в возрасте 65-69 лет – только треть, а затем доля работающих становится крайне малой. Здоровье тоже нельзя сбрасывать со счетов. Поэтому не удивительно, что уровень пенсионного обеспечения и ситуация в сфере здравоохранения воспринимаются респондентами как наиболее серьезные факторы, мешающие удовлетворенности человека возраста “50+”.

В то же время, главным критерием положительной оценки качества жизни респонденты считают уважительное отношение к возрасту “50+”, «как к человеку, а не как к пенсионеру», со стороны общества, особенно со стороны молодого поколения.

Те или иные хобби или увлечения имеют 44% опрошенных нами граждан. Разнообразие ответов впечатляет: называют автомобильные путешествия, книги, рукоделие, дизайн, авто- и мототехнику, аквааэробику, английский язык, астрологию, карты ТАРО, баню, спорт, бассейн, бильярд, ведение приусадебного хозяйства, внуков, театр, историю, литературу, музеи, выпуск домашней стенгазеты, кулинарию, выращивание растений, выставки, конференции, чтение, кроссворды, пение, гитару, компьютер, дайвинг, танцы, плавание, собак, ягоды-грибы, фортепиано, велосипед, ремонтные работы по дому, фестивали авторской песни, живопись, общение по скайпу, ландшафтный дизайн и флористику, лепку из полимерной глины, витражную роспись по стеклу, лоскутное шитье,   общественную работа, охоту, рыбалку, парусный спорт, лыжи, фотографию, туризм, пасеку, пилатес, йогу, шахматы.

Обычные занятия для большинства опрошенных – домашние дела (65%), общение с родными и друзьями (62%). Люди много читают, смотрят телевизор, приглядывают за внуками, проводят время на даче, ходят в магазины, гуляют и т.д.

На вопрос, чему они хотели бы уделять существенно больше времени, отвечают: собственному здоровью (49%), семье (41%), заботе о себе (40%), путешествиям (36%), общению (24%) и увлечениям (23%).

«В основном, разговор идет о богадельнях»

Наш «серебряный потребитель», как и во всем мире, – один из самых внимательных слушателей и читателей средств массовой информации. Но большинство участников опроса – и москвичи, и владимирцы – недовольны тем, как формируется образ человека “50+” в российских СМИ.

«В основном, разговор идет о богадельнях и о том, как там старикам плохо», – говорит один из опрошенных. «У нас складывается образ не современного человека, который существует достаточно комфортно в обществе, а какого-то отрешенного, забытого обществом», – поддерживает его другой респондент. Сложился стереотип, что все старики у нас «бедные и несчастные», «брошенные и обманутые».

О людях зрелого возраста, которые самодостаточны и успешны, которые находят себе применение и в работе, и в жизни – об этом говорится мало, сетуют участники опроса. Хотя людей старших возрастов, которые живут полной интересной жизнью, в нашей стране очень много.

*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

Статья опубликована в «Российская газета – Неделя 7 июля 2016 г.» № 7016

PDF-версия статьи “Российский «серебряный потребитель»”


Адрес: 123056, Москва, пер. Красина, 15, стр.1

Телeфон: 8 (495) 240-83-95

8 (926) 914-72-17

8 (903) 791-18-15

e-mail: socis@50plus.ru

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведённого Фондом ИСЭПИ.

Яндекс.Метрика